Современные проблемы строительной индустрии

Во все времена состояние строительной отрасли характеризовало не только уровень благополучия жизни граждан, но и возможности страны по обеспечению экономической, технической, экологической и оборонной безопасности.

Застойный период в строительстве (почти 20 лет) привел к значительной деградации отрасли производства стройматериалов и развития индустриального домостроения в Российской Федерации. В настоящее время, по оценке специалистов стройиндустрии, изношенность основных фондов оборудования в промышленности строительных материалов достигает - 70%, а доля предприятий, осуществлявших технологические инновации, составляет около - 8%.

Причин несколько:

Под данным Фонда РЖС, общий объем жилого фонда Российской Федерации  – 3,3 млрд. кв. метров. Потребность в жилье в России составляет 280 млн. кв. метров. Изношенность домов, требующих ремонта, – 50-75% от общего объема жилого фонда. Для решения проблемы расселения аварийного жилья в России необходимо выделить одномоментно  – 1,7 триллионов рублей. Для капитального ремонта всего жилого фонда необходимо  – 5,5 триллиона рублей.

В России до сих пор не сформировалась полноценная отрасль промышленного строительства индустриального домостроения. Основные предприятия стройиндустрии сосредоточены в Центральном и Южном федеральных округах, в Поволжье и западных районах Урала. Производства зачастую создаются хаотически, без учета межрегиональной и межотраслевой производственной кооперации.

На всю Россию в сфере стройиндустрии насчитывается около 1100 комбинатов по выпуску нерудных материалов, 50 заводов по производству цемента, 1 200 компаний по изготовлению стеновых материалов. Около 900 предприятий производят сборные железобетонные конструкции, более 60 – кровельные и изоляционные материалы, 45 – строительное стекло.

За счет использования устаревших неэффективных технологий, только за последние 5 лет, наблюдается существенное снижение объемов производства стройматериалов. По нерудным материалам такое снижение превысило - 4%, по стеновым материалам - 15%, по сборному железобетону - 16%, по кровельным материалам - 31%. Примерно 80% всего российского цемента производится энергозатратным «мокрым» способом и квалифицируется как продукт низкого качества.

Большими темпами увеличивается разрыв от передовых зарубежных компаний в области производства химических добавок и модификаторов для бетонов, битумов, а также в области строительных пластмасс, красок, пенообразователей, защитных покрытий, деревообработки и керамики.

В большинстве регионов России в настоящее время развитию индустрии строительных материалов препятствует жесткая монополизация региональных строительных рынков. Как правило, основные застройщики в регионах - вертикально интегрированные компании, содержащие в своей структуре природно-сырьевые месторождения, карьеры, заводы производственные базы. Отсутствие конкурентной среды ограничивает их мотивы к оптимизации себестоимости строительной продукции.

Согласно планам модернизации отечественной промышленности и развитию инфраструктуры строительного комплекса, а также задачам увеличения ввода жилья к 2020 году до 140 млн. м. кв., Правительством Российской Федерации в мае 2011 года была утверждена «Стратегия развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Российской Федерации на период до 2020 года».

В ней были рассмотрены и зафиксированы только основные (базовые) строительные материалы и  изделия от наличия которых в первую очередь зависит возможность модернизации и технологического развития производственной базы и увеличения объемов индустриального домостроения, особенно жилищного строительства.

По расчетам разработчиков Стратегии, отрасль в обновленном виде должна обеспечить потребности в материалах, необходимых для возведения 140 млн. кв. м жилья ежегодно, что предполагало увеличение потребления основных стройматериалов в целом в 2–2,5 раза, нерудных материалов - в 3,2 раза, а деревянных домокомплектов заводского изготовления - в 4,8 раза.

В «Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Российской Федерации на период до 2020 года» ставилась задача постепенного обновления отрасли в 2 этапа:

Несмотря на то, что в Стратегии довольно точно было определено состояние отрасли, тем не менее, документ не способствовал выработке механизмов комплексного, системного и практического стимулирования возрождения стройиндустрии и не стал Генеральным планом (схемой) по наиболее целесообразному и эффективному размещению и развитию производств строительной отрасли на территории субъектов и округов Российской Федерации.

Анализируя документы Стратегий отраслевого планирования стройиндустрии можно сделать вывод об отсутствии интеграционного системного подхода к обеспечению сбалансированного развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав федерального округа, в частности по развитию монопрофильных территорий.

В действующих отраслевых программах региональный разрез представлен, как правило, недостаточно. Большинство подготовленных на ее основе региональных отраслевых программ, к сожалению, находятся в горизонте только краткосрочного планирования и не всегда согласуется даже с существующими стратегиями регионального развития, а тем более с федеральными отраслевыми стратегиями.

Они не содержат ни четкого анализа социально-экономического и демографического состояния региона и его конкурентных преимуществ, инженерной, транспортной и энергетической инфраструктуры, природно-экологической ресурсной базы и производственной специализации территорий, критериев проверяемости и измеряемости результатов, ни понимания стратегических перспектив объемов производства стройматериалов, деревянных и металлоконструкций для предприятий и частных потребителей, в как в своем регионе, так и за его пределами - в пределах федерального округа.

Разделы региональных программ (анализ состояния отрасли; региональные приоритеты в развитии отрасли; механизмы реализации стратегии; целевые индикаторы и мониторинг реализации стратегии) сформулированы по большей части конъюнктурно, научно, формально и поверхностно – это в итоге влияет на реальную достоверность, качество и эффективность исполнения отраслевых программы.

Отсутствие в отраслевых документах конкретных предложений по развитию территорий затрудняет разработку качественных синхронизированных планов, концепций, доктрин и стратегий социально-экономического развития муниципалитетов, субъектов и округов Российской Федерации и вызывает серьезные вопросы по поводу распределения федеральных финансовых ресурсов на развитие объектов стройиндустрии по территории страны и достижения необходимого синергетического эффекта для развития регионов.

В силу этого попадание многих объектов стройиндустрии для финансирования в федеральные адресные инвестиционные программы носит не всегда аргументированный и субъективный, а порой и коррупционный характер. Это может привести к неэффективному расходованию бюджетных средств, низкой результативности запланированных инвестиционных мероприятий, проводимых в рамках существующих отраслевых программ и программ экономического и социального развития территорий.

По сути, на сегодня во многом региональные программы являются докладами «хотелками» о будущих достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Главная же проблема региональных отраслевых Стратегий и Схем размещения и развития производительных сил промышленности строительных материалов - нерациональное территориальное размещение производственных мощностей объектов стройиндустрии.

Зачастую многие отраслевые производства не учитывая эффективные варианты размещения, создаются «инвесторами» хаотически в режиме «одного монополиста» или с большим избытком, без учета межрегиональной и межотраслевой производственной кооперации.

Важную роль в выстраиваемой системе отраслевого планирования регионального развития в Российской Федерации занимают стратегии социально - экономического развития федеральных округов. В настоящее время распоряжениями Правительства Российской Федерации утверждены стратегий почти всех федеральных округов и отдельных территорий.

Принцип сочетания отраслевого, регионального и федерального аспектов планирования требует, чтобы отраслевые планы разрабатывались с учетом интересов данной территории и рационального использования местных ресурсов.

Отраслевое планирование позволяет осуществлять единую техническую политику в каждой отрасли, выявлять спрос на продукцию отрасли, поддерживать необходимые пропорции (внутриотраслевые, межотраслевые и межрегиональные кооперационные связи), использовать передовой опыт и решать другие задачи.

Стратегия социально-экономического развития федерального округа должна включать направления, показатели, меры и пути реализации задач, которые поставлены перед отраслями экономики и социальной сферы на конкретной территории, а, следовательно, должна стать критерием для оценки.

Территориальное планирование позволяет обеспечить обоснованное комплексное развитие хозяйства регионов, определить рациональные (приоритетные) варианты размещения предприятий различных отраслей, формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов, направления хозяйственного освоения новых территорий и решение социальных и экологических проблем.

Соблюдение этого принципа способствует на перспективу повышению эффективности отраслевого производства, обеспечению сбалансированного территориального развития субъектов, росту благосостояния народа и улучшению состояния окружающей среды.