Анализ «Стратегии развития
 промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года»

(далее – Стратегии)

Общие и самые главные проблемы действующей Стратегии состоят в том, что она разработана без проведения комплексного аудита стройиндустрии, без привязки к рынку, не опирается на маркетинговый анализ, прогнозы спроса и предложения стройматериалов и продукции строительства, не демонстрирует понимания разработчиками того, что конкретно и как должно сделать государство в условиях рыночной экономики для стимулирования и поддержки развития российской стройиндустрии, в которой 88,6 % предприятий находятся в частной собственности.

К настоящему моменту Стратегия в нормативно-правовом и организационном плане устарела и требует актуализации. В актуализированной Стратегии следует учесть новые нормативно-правовые документы и инициативы: федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», проект закона «О промышленной политике в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 323 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Кроме того, прошла реорганизация Министерства регионального развития Российской Федерации – основного разработчика Стратегии, что также должно быть учтено в актуализированной Стратегии.

В действующей Стратегии отмечается низкий уровень систематизации выявленных проблем, которые не увязаны с конкретными задачами. Например, в Стратегии отмечается тот факт, что для строящихся предприятий строительных материалов, в том числе индустриального домостроения используется импортное оборудование, стоимость которого в ряде случаев не соответствует его качеству. При этом одной из основных причин низких темпов перевооружение предприятий названо отсутствие отечественного высокотехнологичного оборудования. Если вопрос оставить в таком виде, то без предложенных решений это выглядит как прямое указание на тупиковую ситуацию. Поэтому в актуализированной Стратегии необходимо четко прописать алгоритм решения данного серьезного противоречия, без разрешения которого, однозначно, не будет перевооружена промышленность производства стройматериалов.

При анализе проблем, необходимо выделить все основные критические точки, подобные той, которая была отмечена в Стратегии. А именно, - в Сибирь и на Дальний Восток завозится практически до 100 процентов потребляемых объемов листового стекла и до 80 процентов мягких кровельных материалов. Это действительно серьезнейшая проблема, приводящая к крайне нерациональному движению грузопотоков, зависимости макрорегионов от Центра, лишним затратам и другим издержкам. В отрасли существуют и другие столь же опасные «перекосы», которые необходимо выделить, отразить в актуализированной Стратегии и предложить четкий, всесторонний и обоснованный алгоритм выравнивания пропорций.

Один из самых слабых разделов существующей Стратегии – это раздел, посвященный инновационной и инвестиционной активности предприятий промышленности строительных материалов. В Стратегии содержится краткое описание отдельных негативных процессов в этой тематике без исследования причин, поиска позитивных тенденций. В практике анализа инновационная и инвестиционная активность обычно исследуется с целью поиска источников роста и новых возможностей, которые могут дать импульс новому развитию, поэтому в данном тематическом разделе необходимо выделить и четко обозначить наиболее перспективные «точки роста».

Вопрос содействия государства привлечению инвестиций в стройиндустрию, исходя из существующих потребностей в домостроении и планируемых темпов роста, должен быть самым ключевым в Стратегии. Необходим развернутый раздел, посвященный тому, какими способами, из каких источников, с помощью каких инструментов и институтов развития будут привлекаться инвестиции в отрасль.

Выбор в существующей Стратегии базового индикативного показателя – обеспечение к 2020 году выпуска стройматериалов для возможности строительства 1 кв. метра на человека – ошибочен, поскольку, объем строительства жилья не сдерживается нехваткой строительных материалов, то есть, нет прямой (непосредственной) зависимости объема строительства жилья от предложения стройматериалов. Объем строительства жилья зависит от платежеспособного спроса населения и эффективности бюджетных расходов на строительство социального жилья, и сдерживается разрывом между ценовым порогом и покупательной способностью населения. Важнейшим индикатором, влияющим на платежеспособный спрос и эффективность бюджетных расходов, является стоимость 1 кв. метра жилья. В этой связи, наиболее важным ориентиром Стратегии, который будет отражать эффективность изменений в стройиндустрии, – может стать показатель доли стоимости стройматериалов в 1 кв. метре продукции строительства (удельных затрат на стройматериалы в общих затратах на производство 1 кв. метра жилья, зданий, сооружений и т.п.).

Выбор подхода к Стратегии с точки зрения рассмотрения только базовых строительных материалов также ошибочен, поскольку себестоимость 1 кв. метра жилья складывается не только из стоимости базовых стройматериалов. Из фокуса рассмотрения Стратегии были изъяты отделочные материалы и изделия для строительства, инженерные коммуникации, инфраструктурные объекты и т.п., которые вносят существенный вклад в себестоимость одного квадратного метра готового строительства. Важно еще и то, что не рассмотренные в Стратегии группы материалов и изделий имеют относительно высокую для отрасли добавленную стоимость, а это значит, что развитие производства нерассмотренных групп материалов и изделий для строительства будет влиять на общий рост глубины переработки в отрасли. Кроме того, для налаживания их производства требуются приобрести современные технологии и преодолеть высокий инвестиционный порог. Именно поэтому многие материалы и изделия из групп, не рассмотренных в Стратегии, активно импортируются. Развитие отечественного производства такой продукции может стать важнейшей стратегической задачей в области импортозамещения.

В Стратегии не рассмотрен вопрос поставок сырья и материалов из смежных отраслей для производства стройматериалов (из металлургического комплекса, лесопромышленного комплекса, химического комплекса, целлюлозно-бумажного комплекса), а в этом направлении существуют серьезнейшие проблемы, препятствующие развитию отрасли производства стройматериалов и их надо не только рассматривать, а предлагать механизмы и инструменты решения.

Что касается выбора разработчиками Стратегии инновационного сценария из 2-х вариантов сценарных условий развития экономики Российской Федерации на период до 2020 года, то пока инновационный сценарий не реализовывается, и на это тоже следует обратить внимание при актуализации Стратегии.

Все показатели Стратегии рассчитаны применительно к действующему Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, но для отражения широты номенклатуры и решения стратегических задач по улучшению товарной структуры производства стройматериалов предлагается также использовать "Общероссийский классификатор продукции".

В Стратегии отмечены структурные сдвиги в производстве стройматериалов, но не выявлены причины данных структурных сдвигов и не дана их оценка с точки зрения влияния на достижение целей Стратегии. Например, отмечено, что в структуре производства продукции отрасли снизилась доля сборных железобетонных и бетонных конструкций и деталей, и увеличились доли стеновых материалов, строительной керамики, строительных изделий из полимерного сырья, теплоизоляционных материалов, известняковых, гипсовых и местных вяжущих материалов и изделий из них, изделий из природного камня. В это связи важно ответить на ряд вопросов: каковы причины и последствия структурных сдвигов; какую тенденцию надо развивать и поддерживать в рамках Стратегии и почему.

Точно также необходимо сформировать четкую позицию по сложившей территориальной структуре размещения производств, которая отличается значительной территориальной неравномерностью. В актуализированную Стратегию обязательно должен быть включен раздел по территориальному размещению производительных сил и заявлена обоснованная позиция о том, какие тенденции следует развивать и поддерживать, в том числе по освоению новых территорий и источников.

В существующей Стратегии не нашел отражения вопрос оптимизации логистической составляющей строительной индустрии, которая также является важнейшим критерием размещения производительных сил и оказывает влияние на себестоимость конечной продукции строительства. В связи с чем, предлагается включение в актуализированную Стратегию раздела по транспортной составляющей и логистике.

Еще один стратегический вопрос, который остался на уровне проблем, но не вошел в Стратегию на уровне четких решений – это приоритеты в выборе технологий. Применяемые технологии в целом в стройиндустрии все еще соответствуют уровню 70-х годов прошлого века. Необходимо переходить на современный технологии, например, на расширение номенклатуры выпуска одним предприятием гравийной продукции, переход на «сухое» производство цемента, переход на индустриальное домостроение и так далее. В рамках актуализированной Стратегии следует в каждом сегменте (виде производства) выбрать приоритетные технологии, развитие которых получит дополнительную, конкретно прописанную поддержку государства.

Отдельного особого внимания требует проблема энергоэффективности и теплоэффективности существующих и будущих зданий и сооружений. Эта проблема раскладывается на два различных аспекта. Первый – это энергоэффективность производства стройматериалов. Второй – это теплоэффективность самих стройматериалов, конструкций и готовых объектов, особенно жилья. Первая проблема «завязана» на перевооружение производств и производственные технологии. Вторая проблема может решаться только в увязке с концепцией энергоэффективности зданий и сооружений в строительстве. Вопросы экологии также остались практически без внимания в действующей Стратегии. Следовательно, предлагается объединить эти вопросы в раздел об устойчивом развитии отрасли.

В Стратегии отмечено, что большая часть рынков стройматериалов имеет региональный характер, в этой связи совершенно логично, что в актуализированную Стратегию должен быть включен раздел о регионах. В актуализированную Стратегию необходимо заложить механизмы учета природно-географических, ресурсных, транспортно-логистических, промышленных и других особенностей региона, например, в виде алгоритма выбора (из числа стандартизированных вариантов решений) оптимальной модели использования ресурсной базы для развития производства стройматериалов в рамках макрорегиона. В обязательном порядке должны быть заложены принципы взаимодействия регионов между собой и с федеральным центром, подходы регионов к разработке и актуализации собственных аналогичных стратегий. Важнейшим вопросом остается разделение финансового участия бюджетами всех уровней в реализации Стратегии.

В Стратегии не уделено достаточного внимания подходам к обеспечению стройиндустрии трудовыми ресурсами, ни на уровне постановки проблемы, ни на уровне системного подхода к механизмам ее решения. 9 сентября 2014 года прошло заседание комиссии по вопросам индустрии строительных материалов и технологий Общественного совета при Минстрое России с участием заместителя министра Елены Сиэрры и руководителя департамента градостроительной деятельности Елены Жуковой. На заседании комиссии была рассмотрена проблема кадрового обеспечения стройиндустрии, в том числе о неготовности кадров к инновационному развитию отрасли. «Сегодня одним из основных вызовов, стоящих перед строительной отраслью, является неготовность кадров применять новые технологии, а преподавательского состава – неумение обучать такому применению. Это не только усложняет задачу внедрения инноваций, но и не позволяет решать стратегические задачи отрасли», – заявила на заседании комиссии Елена Сиэрра. Подходы к решению этой и других проблем, связанных с обеспечением стройиндустрии трудовыми ресурсами, также должны найти отражение в актуализированной Стратегии.

Особой критики заслуживает низкое качество целеполагающих разделов действующей Стратегии: «Основные критерии разрешения проблемы отрасли» и «Цели, задачи Стратегии и механизмы реализации поставленных задач».

В названии раздела «Основные критерии разрешения проблемы отрасли» указано слово «проблема», но проблема как таковая не сформулирована.

В результате, ключевая часть перехода от формулировки проблемы к постановке цели выглядит следующим образом:

"Для решения проблемы увеличения производства строительных материалов, изделий и конструкций необходимы согласованные действия государства, науки и частного бизнеса, направленные на преодоление негативных факторов, имеющихся в отрасли."

(Комментарий: «увеличение производства строительных материалов…» – это не проблема, а задача; проблема как таковая не сформулирована.)

В качестве основных направлений разрешения проблемы определены следующие:

В разделе «Цели, задачи Стратегии и механизмы реализации поставленных задач» недоумение вызывает неточная формулировка первой цели, постановка второй цели, относящейся к другой отрасли, отсутствие критериев достижения целей.

Основными целями Стратегии являются:

Выводы анализа и предложения.

Подводя итоги проведенному рассмотрению Стратегии, следует отметить, что существующая Стратегия требует полной профессиональной переработки по структуре документа, содержанию предложений и тематическому наполнению. Подготовлены предложения по алгоритму доработки и актуализации Стратегии (Приложение №1).

Стратегия должна быть приведена в соответствие нормативно-правовыми и организационными изменениями, затрагивающими реализацию Стратегии, и учитывать возможные и необходимые изменения законодательства и регулирования.

Раздел, посвященный анализу «современного состояния производства и потребления основных видов строительных материалов в Российской Федерации», необходимо разработать на базе результатов комплексного аудита текущего состояния стройиндустрии.

По результатам аудита предлагается провести SWOT-анализ всей строительной индустрии с четким выделением и систематизацией проблем, «критических точек» и «точек роста», не ограничиваясь рассмотрением производства и потребления только основных и видов строительных материалов.

Разработать четкую, логичную, доступную для восприятия и контроля, исключающую дублирование, логическую структуру Стратегии, которая должна содержать: систему направлений реализации Стратегии, систему приоритетов, систему целеполагания (цель и задачи), систему критериев достижения цели и индикаторов оценки решения поставленных в Стратегии задач, направленных на достижение цели, взаимоувязанную с задачами систему способов и механизмов решения задач и др.

В качестве одного из ключевых индикаторов, отражающего эффективность изменений в стройиндустрии предлагается использовать показатель удельных финансовых затрат на стройматериалы в общих затратах на производство 1 кв.  метра жилья, зданий, помещений, а также показатель уровня инвестиционного барьера (совокупных расходов семьи, связанных с приобретением отдельного жилья, соответствующего нормативным требованиям обеспеченности жильем).

В дополнение к «Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности» предлагается также использовать "Общероссийский классификатор продукции".

Предлагается изучить причины и спрогнозировать последствия структурных сдвигов в стройиндустрии для определения стратегической позиции в отношении целевых пропорций отрасли, том числе по производственно-промышленной структуре и территориальному размещению производительных сил.

Дополнить Стратегию комплексным рассмотрением вопроса поставок сырья и материалов из смежных отраслей для производства стройматериалов (из металлургического комплекса, лесопромышленного комплекса, химического комплекса, целлюлозно-бумажного комплекса).

Предлагается дополнить Стратегию разделами: по инвестиционному климату и инвестициям в отрасли; транспортной составляющей и логистике; трудовым ресурсам и кадровому обеспечению отрасли; устойчивому развитию стройиндустрии (рассмотрение вопросов экологии, тепло и энергоэффективности производственного процесса, самих стройматериалов и готовых объектов); технологическому перевооружению и инновационному развитию (выделить приоритетные технологии, поддерживаемые в рамках Стратегии и стимулируемые непосредственно из федерального и регионального бюджетов); о роли регионов в реализации Стратегии, заложив принципы взаимодействия регионов между собой и с федеральным центром, подход регионов к разработке и актуализации собственных аналогичных стратегий.

Особое внимание должно быть уделено определению промежуточных и конечных результатов, ответственных лиц за освоение бюджетных средств и уровня ответственности за результаты.