Индустриализация деревянного домостроения – стратегия развития лесопромышленного комплекса Российской федерации.

Конкурентные преимущества российского ЛПК и предпосылки для позитивных изменений.

1. Россию можно по праву назвать «лесной державой»

Россия имеет глубокие исторические традиции использования леса в строительстве, быту, производстве. В стране на протяжении столетий существовала культура деревянного строительства, производства бытовых изделий из дерева, ведения лесного и охотничьего хозяйства, которая в последние десятилетия практически утеряна.

В настоящее время по официальным данным:

Вывод: Россия имеет мощные исторические, культурные, природно-географические и геополитические предпосылки для приоритетного развития ЛПК и внимательного отношения государства и общества к лесным богатствам страны.

2. Накопленный рост внутренних потребностей в лесном сырье в экономике России

Накопленный рост неудовлетворенных внутренних нужд и потребностей – это важнейшая маркетинговая категория, которую редко оценивают при подготовке государственных отраслевых программ и программ регионального развития. Оценивают преимущественно платежеспособный спрос. Но платежеспособный спрос - это уже полностью сформированный, конкретный и финансово подкрепленный спрос, который самостоятельно без помощи государства и крупных экономических игроков готов включиться в действие рыночных механизмов. Потенциальным источником формирования спроса и, как следствие, экономического роста, являются накопленные нужды (ощущения нехватки чего-либо) и потребности (осознанная нужда, принявшая определенную форму).

Накопленный рост внутренних потребностей в лесном сырье в экономике России проявляется в следующих аспектах:

Вывод: в экономике страны накоплен большой потенциал неудовлетворенных внутренних потребностей (скрытого спроса, альтернативного спроса, неподкрепленного спроса и т.д.) на продукцию ЛПК, который при условии грамотной реализации государственной стратегии регионального и отраслевого развития может стать мощным источником экономического роста, и одна из важнейших стратегических задач государства в этом направлении – на основе выявленных экономических нужд и потребностей воздействовать на формирование спроса на продукцию ЛПК.

3. Развитие ЛПК способствует региональному и территориальному выравниванию, повышает устойчивость экономики и социальной сферы страны.

Условия, способствующие экономическому и социальному выравниванию:

Вывод: ЛПК как отрасль имеет очень широкий спектр особенностей и преимуществ, содействующих региональному и территориальному выравниванию, повышению устойчивости экономики и социальной сферы страны, в связи с чем, развитие данной отрасли по праву можно рассматривать как действенный инструмент государственной политики в этом направлении.

4. ЛПК обладает качеством экологической устойчивости цепочек производства и потребления.

Условия, способствующие устойчивому экономическому и социальному развитию:

Вывод: ЛПК – отрасль, которая позволяет гармонично сочетать хозяйственное и экономическое развитие с устойчивым природопользованием.

Проблемы

1. Стремительно ухудшается состояние лесного хозяйства.

Российский лес является «экологическим каркасом для всей нашей планеты» и Россия несет ответственность за его сохранение не только перед собственными гражданами, но перед всем человечеством.

Но ситуация крайне тревожная. Финансирование работ по лесоустройству снизилось до минимума. Почти в семь раз сократилось число занятых в этой сфере. Средний возраст занятых в сфере лесоустройства приближается к 60 годам. С 2005 года в 4,6 раза уменьшилась численность персонала, обеспечивающего пожарную охрану.

Арендаторы далеко не всегда выполняют свои договорные обязательства по работам в области лесоустройства и лесовосстановительным мероприятиям.

Все это создает серьезный экологический вызов будущему страны и ведёт к ухудшению экологической безопасности, к сокращению площадей лесов, пригодных к вырубке.

Вывод: бюджетное финансирование работ по лесоустройства, административные и антикоррупционные меры и другие шаги государства, направленные на решение проблем в лесопользовании, не смогут существенным образом изменить ситуацию, если не будет проведена индустриализация ЛПК.

2. Падает рентабельность экспорта

В настоящее время в мировой торговле сложилась не позволительно слабая для страны с таким высоким природным и интеллектуальным потенциалом как Россия внешнеторговая специализация в отношении продукции ЛПК.

Экспорт продукции ЛПК в общем стоимостном объеме российского экспорта не превышает 1,5%. Преобладают поставки круглого леса и пиломатериалов, то есть, сырьевого продукта и материалов с низкой степенью переработки. Таким образом, российская экономика в настоящее время имеет возможность получать от участия в мировой торговле только чистую сырьевую ренту без получения дохода от добавленной стоимости. Экспорт необработанной древесины и пиломатериалов имеет низкую рентабельность.

Средний уровень рентабельности также зависит экспорта от вида древесины. По хвойным породам, на поставках которых на внешний рынок специализируется Россия (в среднем более 90% экспорта), она минимальна – всего около 5%.

Кроме того, нужно учитывать и особенности расходов, которые сопутствуют экспорту древесины. Высокая доля расходов связана с непроизводственной составляющей, не зависящей от технологий и эффективности организации труда. Во-первых, это административные расходы: налоги, сборы, попенная плата, арендные платежи, затраты на покупку леса и т.п. Во-вторых, - большие удельные транспортно-заготовительные расходы. В-третьих, - экспортные платежи и пошлины.

Рассматривая расходы, нужно также учесть, что при лесозаготовке возникает большой объем отложенных обязательств, точный размер которых трудно оценить. Это обязательства лесодобывающих предприятий, местных, региональных и федеральных бюджетов, связанных с содержанием лесного хозяйства и восстановлением лесных ресурсов.

Современные тенденции мировой торговли еще более ухудшают условия участия России как экспортера продукции лесного сектора в международном разделении труда. В настоящее время происходит ухудшения конъюнктуры мирового рынка лесоматериалов, в первую очередь падение цен на круглый лес и пиломатериалы.

Вступление России в ВТО привело к снижению поступлений а бюджет от экспортных пошлин.

Вывод: в сфере экспорта необходимо кардинально менять товарную структуру за счет активного предложения на внешний рынок пользующихся спросом продуктов глубокой переработки древесины, например, универсальных древесных домостроительных панелей, пользующихся большим спросом в Азиатско-Тихоокеанском регионе и странах Ближнего Зарубежья и одновременно последовательно проводить в жизнь политику импортозамещения.

3. Нарастают технологическая, кадровая и финансовая отсталость ЛПК и дисбаланс отраслевых пропорций.

Сегодня ЛПК находится в тяжелом состоянии. Вклад ЛПК в ВВП страны постоянно снижается, на конец 2013 года он составил 1,6 %. Отмечается развал научно-исследовательской деятельности. Доля отечественных продуктов глубокой переработки древесины остается очень низкой, сохраняется низкая инвестиционная привлекательность ЛПК и т.п.

Продолжающаяся деградация ЛПК сопровождается еще более опасной тенденцией нарушения отраслевых пропорций, которые могут привести к гибельной потере равновесия и управляемости комплекса. Вопрос нарушения отраслевых пропорций требует отдельной аналитической проработки и подготовки перечня нарушенных пропорций, включая оценку их причин, глубины проблем и предложений по восстановлению отраслевых пропорций.

Для иллюстрации проблемы – примеры существенного нарушения баланса:

Выводы: в ситуации, когда насчитывается огромное множество проблем и диспропорций, необходимо использовать точечную избирательную стратегию: сосредоточиться на устранении самых ключевых проблем и диспропорций, решение и балансировка которых потянет за собой улучшение параметров всего ЛПК и экономики в целом.

4. Растет коррупционная составляющая ЛПК

Коррупция наиболее болезненным образом проявляется в следующих аспектах:

Выводы: коррупция – это одна из глубочайших российских проблем, затрагивающая все сферы и отрасли, и ЛПК не стал исключением; без значительного уменьшения коррупционной составляющей в ЛПК позитивные изменения в этой сфере очень сомнительны.

Ключевые стратегические решения

1. Учитывать принципы и требования политики устойчивого лесопользования и устойчивого развития при принятии любых правовых и управленческих решений

В последнее время в официальных документах большое внимание уделяется задаче по переходу ЛПК к устойчивому лесопользованию. В этой связи необходимо обратить внимание на то что нужно выстроить логику последовательных решений в этом направлении.

Политика устойчивого развития лесопользования, набирающая популярность в мире, – является правильным и зрелым подходом, который для России при нынешнем состоянии лесного хозяйства пока не может быть самостоятельной целью, она должна стать ориентиром при реализации любых стратегий и политик в ЛПК. При этом надо четко понимать, что переход к устойчивому развитию возможен только после восстановления ЛРК после кризиса.

То есть, приоритетной задачей должно стать восстановление ЛПК из кризиса и улучшение соотношений отраслевых пропорций с учетом принципов и требований политики устойчивого лесопользования и устойчивого развития.

Такой подход позволит создать гарантии и предпосылки того, что ЛПК будет формироваться с учетом международных требований к экологической безопасности продукции. Кроме того, в основу комплекса будут заложены принципы и механизмы рационального природопользования.

Важнейшим направлением рационального лесопользования – деятельность по воспроизводству и защите лесных ресурсов. В качестве важного стратегического решения предлагается разработать на федеральном уровне отдельную стратегию воспроизводства и защиты лесных ресурсов, на основе которой принять к реализации соответствующую программу.

Важным инструментом устойчивого лесопользования и противодействия нелегальной древесине, станет введение в национальное законодательство принципов экологически ответственных закупок.

Опыт применения регионального законодательства подтвердил, что оно является действенным инструментом обеспечения безопасности лесопользования. В качестве одного из стратегических приоритетов предлагается делать акцент на развитии регионального законодательства.

Поскольку население является массовым потребителем лесной продукции, для формирования экологически чувствительного внутреннего рынка страны необходимо воспитание социально ответственного потребителя. Лесная продукция в сознании покупателя должна ассоциироваться с конкретным лесом, и связанными с ним экологическими и социальными проблемами.

2. Перейти к стратегии государственной точечной поддержки развития максимально эффективных производственных цепочек (через концентрированное воздействие на точки роста в наиболее эффективных производственных цепочках).

В ситуации, сложившейся в ЛПК России, которую можно охарактеризовать как глубокую системную деградацию отрасли, необходимо экстренно запустить механизмы делового оживления, используя подход, позволяющий не распылять усилия и ресурсы.

Для этого нужно приложить точечные и выверенные усилия, отвечающие правилу Парето: 20% усилий должны дать не менее 80% результата. Самым важным решением в точечной стратегии является выбор «точек роста».

Для выбора «точки роста» нужно исходить из того, что она должна стимулировать развитие целой максимально эффективной технологической цепочки, построенной на использовании лесных ресурсов в качестве лесного сырья.

При оценке эффективности технологической цепочки следует останавливать выбор на тех из них, который дают не только масштабный рост в отрасли, но и оказывают быстрый мультипликативный эффект на развитие других отраслей, а также на территориальное и региональное развитие. То есть, при выборе цепочек нужно выходить за рамки одной отрасли и в итоге оценивать воздействие на повышение конкурентоспособности экономики государства.

Реализация указанных позиций потребует использование механизма государственно-частного партнерства и применение кластерного подхода (кластерный подход).

На первом этапе применения кластерного подхода определяется «ядро» кластера. В качестве «ядра» регионального производственного кластера как его ключевой структуры выбирается деятельность, связанная с глубокой переработкой древесины; это может быть, например, индустриальное домостроение или производство глубокой химической переработки древесины.

На следующем этапе – формируется решение в отношении «оболочки ядра» кластера, исходя из модельной его структуры и реальной региональной ситуации.

С целью использования низкотоварной древесины предлагается включать структуру кластера различные производства биотоплива в качестве обязательной составляющей «оболочки ядра».

3. Реализовать точечную стратегию индустриализации деревянного домостроения

Одной из наиболее эффективных технологических цепочек является индустриализации деревянного домостроения.

Данная цепочка является межотраслевой. Она начинается в сырьевом звене, а заканчивается в сфере строительства (жилищного, социального и индустриального). Кроме того, она стимулирует развитие сегмента строительно-монтажных работ, производство крепежных изделий, пиломатериалов, кровельных и отделочные материалов и др. Создает условия для развития смежных производств на основе использования отходов деревообработки.

Цель стратегии заключается в решении одновременно двух важнейших задач:

Подходы к стратегии:

Запуск цепочки позволит получить широкий перечень важнейших эффектов:

4. Изменить международную специализацию России на мировом рынке лесной продукции

Выбирая наиболее эффективные технологические цепочки, нужно оценивать их конечный продукт с точки зрения повышения международной конкурентоспособности России на рынке лесобумажной продукции.

Потенциал исторических, культурных, природно-географических и геополитических конкурентных преимуществ России, обладающей огромными лесными богатствами, должен быть трансформирован во внешнеэкономический эффект.

Не используя этот потенциал, Россия будет продолжать терять свою международную экономическую конкурентоспособность. Это, в конечном итоге, подведет страну к опасной черте полной экономической зависимости от иностранных поставщиков и, что еще опаснее, от диктующих свои условия иностранных покупателей природных ресурсов.

В сфере лесного экспорта необходимо кардинально менять товарную структуру за счет активного предложения на внешний рынок пользующихся спросом продуктов глубокой переработки древесины.

Экспортного товар, на который следует обратить пристальное внимание, - это продукция, которую можно получить в результате реализации описанной выше стратегии индустриализации деревянного домостроения. Универсальные древесные домостроительные панели пользуются большим спросом в Азиатско-Тихоокеанском регионе, кроме того, очевидны перспективы расширения их поставок в страны Ближнего Зарубежья.

Расширение поставок круглого леса в Узбекистан, Казахстан и другие страны Ближнего Зарубежья, связаны с тем, что эти страны начали развивать собственную деревообработку. В связи с этим несложно оценить риски России от упорного продолжения политики снабжения дешёвым сырьем развивающиеся рынки. Это закончится тем, что Россия в ближайшем будущем начнет импортировать у стран Ближнего Зарубежья продукцию глубокой переработки древесины, произведенную из российского сырья.

У России сейчас еще есть реальный шанс переключить спрос стран Ближнего Зарубежья на произведенную в России продукцию глубокой переработки древесины, но времени мало, так как в страны Ближнего Зарубежья активно идут иностранные инвестиции, в том числе под закупаемое ими дешевое российское сырье.

Долгосрочным приоритетом российского государства может стать создание на территории России международной лесной биржи. Это будет способствовать росту доли участия страны в мировом лесном рынке, укреплению ее позиций как лесной державы, возможности участия национальных лесопроизводственных структур в долгосрочных внешнеэкономических отношениях, стабилизации конъюнктурных цен и гарантии доходов участников лесного рынка (в результате заключения фьючерсных контрактов). Это станет «опорной точкой» пространственного развития, поскольку связано с формированием новой организации экономического пространства, процессами инвестиций, новыми проектами и новыми объектами.

5. Провести организационные изменения

Необходимо ввести принцип единого управления в лесном комплексе. Возложить на Министерство Лесного комплекса Российской Федерации (далее - Минлесхоз России) функции координации и регулирования в лесном хозяйства и лесной промышленности, для чего передать данному федеральному органу функции Минпромторга России в части координации и регулирования лесной промышленностью.

В составе Минлесхоза России целесообразно создать следующие специализированные службы (в виде федерального акционерного общества с региональными филиалами):

Предлагается ввести единую типовую форму договоров аренды лесных участков приобретает для Российской Федерации крайне важное значение как для собственника, заинтересованного в максимально эффективном использовании природных ресурсов, а также призванного способствовать развитию экономических общественных отношений и поддержке хозяйствующих субъектов (Одобрены в первом чтении 21.05.14).

С целью преодоления негативных процессов, связанных с нелегальной заготовкой древесины, подрывающей лесное хозяйство как базу развития прозрачного лесного бизнеса, создать государственную структуру (госкорпорацию) по экспорту сырьевых товаров из древесины.

Эти решения позволят сформировать сеть инфраструктуры экспорта, обеспечить необходимый объем инвестирования в лесную инфраструктуру и создать мощности по глубокой (химической, механической, энергетической) переработке древесины.

Данный механизм также позволит исключить из экспортных поставок древесину неясного происхождения, что повысит престиж России в международном процессе FLEGT и обеспечит благоприятные условия для поставок древесного сырья в страны еврозоны в полном соответствии с Регламентом Европейского Союза № 995/2010.

Другим механизмом решения проблемы борьбы с незаконной заготовкой и нелегальным оборотом древесины может стать наделение эксклюзивным правом на внешнюю торговлю круглым лесом государственной корпорации, создание которой предполагается в законопроекте «О развитии Сибири и Дальнего Востока». В этой связи в подразделе «Стратегический подход» («Стратегия освоения, воспроизводства и безопасности лесного потенциала») подчеркнута важность и необходимость стратегии развития национального лесного потенциала и определение невербального вклада региональных лесных потенциалов в региональное развитие, а также отражение этого вклада в рамках региональной стратегии.

Риски и препятствия

1. Учет рисков проектов, программ и стратегий, реализуемых с участием государства

Любые стратегии и шаги, направленные на решение проблем, связаны с препятствиями и рисками, которые нужно учитывать. Учесть риски - это не просто поименовать их в программных документах, но изначально при разработке стратегий и планов заложить конкретные бюджеты и мероприятия, направленные на снижение рисков.

Это абсолютно логично и понятно, но, тем не менее, анализ различных государственных программ и результатов их реализации показывает, что опыта работы с рисками у органов государственного и муниципального управления не хватает. А последствия ошибок, связанных с рисками и препятствиями, нередко выливаются в срывы программ, стратегий и мероприятий. И тогда нередко признают ошибочными важнейшие задачи, подвергают сомнению их целесообразность.

Для уменьшения негативного влияния такого фактора, как не учет рисков, необходимо особое внимание при реализации стратегических мероприятий с участием государства уделять тому, чтобы исполнение стратегических решений на всех этапах обеспечивалось поддержкой специалистов по риск-менеджменту.

2. Кадровые (управленческие) риски

Уровень подготовки и опыта управленческих кадров, как в государственном, так и в негосударственном секторах ЛПК не достаточен, чтобы организовать и координировать реализацию точечных стратегий. Для этих целей требуется развитый менеджмент с отличным базовым образованием, обогащенный зарубежным опытом и практикой управления не только коммерческими проектами, но и проектами с участием государства.

Для уменьшения негативного влияния такого фактора, как низкий уровень менеджмента, используют подход создания временной управленческой структуры, так называемой проектной команды или проектной группы, для участия в которой управленческие кадры проходят специальный отбор. В проектную команду/группу также включаются и чиновники, отвечающие за исполнение государственных обязательств в рамках проектов, прошедшие специальный отбор и, если это требуется, повышение квалификации.

3. Информационно-аналитические риски

Информационно-аналитические риски включают в себя:

Для уменьшения негативного влияния информационно-аналитических рисков, необходимо направить усилия на создание единого централизованного информационно-аналитического агентства, работающего непосредственно для нужд информационной и аналитической поддержки проектов и стратегий, направленных на восстановление отрасли.

Кроме того, в проектные/рабочие группы следует включать на уровне менеджмента высшего звена (заместителя руководителя) управляющего по информационному обеспечению, информационной безопасности и связям с общественностью.

4. Коррупционные риски

Незаконные вырубки, несправедливые аукционы, мощный экспортный лоббизм, чиновничий беспредел – все это примеры проявления коррупции в ЛПК. Как уже было сказано выше коррупция – это одна из глубочайших российских проблем.

Для уменьшения коррупционной составляющей на уровне лесной отрасли необходимо провести глубокий анализ зарубежного опыта организации административно-хозяйственного регулирования ЛПК и внедрять наиболее эффективные, позволяющие минимизировать коррупционную составляющую, образцы организационных и управленческих решений.

Нужна смелость и воля высших органов государственной административной власти по преодолению внешнеторгового лоббизма, как со стороны внутренних экспортеров, так и со стороны внешних (зарубежных) потребителей, всячески поддерживающего сырьевую направленность российского экспорта, в том числе и неэффективную торговлю круглым лесом.

Применительно к вопросу снижения коррупционных рисков важно отметить, что если в отрасли начнется оживление, связанное с индустриализацией, и туда направится крупный коммерческий капитал, умеющий считать деньги, в этом случае будут созданы условия для уменьшения чиновничьего беспредела.